Изменения в действующем законодательстве в сфере ГЧП
В июле 2023 года был принят Федеральный закон от 10 июля 2023 года № 296-ФЗ, который внес существенные изменения в законодательство о концессионных соглашениях, соглашениях о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве (далее - «соглашения о ГЧП») и в законодательство о недрах.
Ключевые изменения
  • Финансовое участие государства
    Комментарий:
    Одним из основных изменений в законодательстве является урегулирование финансового участия государства. Теперь закон четко определяет формы финансовых обязательств Концедента:

    • Капитальный грант. Софинансирование строительства, но не более 80% его стоимости
    • Плата концедента. Последующее возмещение расходов на строительство и/или эксплуатацию
    • Компенсация МГД. Выплата Концедентом разницы между плановым доходом и фактическим доходом за соответствующий период

    Важно отметить, что общий размер финансового участия Концедента не может полностью покрывать все затраты Концессионера на проект. Концессионер должен самостоятельно получать выручку с объекта (минимальный размер такой выручки не установлен).

    Также закон запрещает проекты с так называемой "платой за доступность", при которых инвестиции окупаются исключительно за счет платежей со стороны Концедента.
  • Включены особые обстоятельства
    Комментарий:
    В закон введена категория "особых обстоятельств", включая возможность требовать от Концедента возмещения дополнительных расходов в случае наступления таких обстоятельств. Так как перечень последствий наступления особых обстоятельств прямо законом не обозначен, фиксация иных последствий, принятых в практике (изменение условий КС, продление сроков), также возможна в условиях КС.
  • Упрощение процедуры согласования изменений КС с ФАС
    Комментарий:
    Для региональных и муниципальных концессий продолжает действовать правило об обязательном согласовании изменений существенных условий КС с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Однако, если такие изменения не влекут:

    • Изменения условий финансовых обязательств Концедента;
    • Изменения общего размера финансовых обязательств Концедента;
    • Переноса срока их исполнения на более ранний срок, согласование изменений даже существенных условий КС не требуется.
  • Уточнена процедура частной инициативы
    Комментарий:
    • После проведения переговоров Концедент вправе не согласовать итоговую редакцию КС и принять решение о проведении повторных переговоров либо о невозможности заключения КС;

    • В случае поступления хотя бы одной легитимной заявки о готовности к участию в конкурсе Концедента обязан в течение 45 рабочих дней принять решение о заключении КС по конкурсной процедуре;

    • В случае объявления конкурса по итогам процедуры ЧКИ в конкурсной документации может быть установлено условие о возмещении инициатору расходов на разработку заявки, при этом предельный размер таких расходов устанавливается Правительством РФ.
  • Прочие существенные изменения. Техобслуживание
    Комментарий:
    Закон вводит определение "технического обслуживания" объекта, которое включает в себя содержание объекта и проведение текущего и (или) капитального ремонта.

    При этом закон все также не предусматривает возможности разделить обязательства по эксплуатации объекта и передать концессионеру только обязательств по техническому обслуживанию (как это предусмотрено для соглашений о ГЧП). В состав обязательств концессионера должна обязательно входить деятельность с использованием объекта.
  • Расширенные возможности при реконструкции
    Комментарий:
    Предыдущая версия закона запрещала изменение целевого назначения объекта в результате его реконструкции. Новый закон позволяет устанавливать целевое назначение объекта в решении о заключении КС, что создает возможность предусмотреть изменение первоначального целевого назначения объекта.
  • Объекты «незавершенки» как объекты КС
    Комментарий:
    Теперь объекты незавершенного строительства могут быть переданы в концессию для создания на их основе новых объектов. Это способствует более эффективному использованию недостроенных проектов и стимулирует их скорейшее завершение.
  • Реестр КС
    Комментарий:
    Создан официальный реестр заключенных КС, который ведет Минэкономразвития России. Данный реестр обеспечивает более прозрачное, системное управление и мониторинг концессионных проектов.
  • Концессионная плата
    Комментарий:
    Согласно новому закону, концессионная плата больше не обязательна и может быть предусмотрена на усмотрение сторон в соглашении. Это позволяет создать гибкие условия согласования платежей и финансовых обязательств.
  • Зафиксированы стороны прямого соглашения для коммунальных КС
    Комментарий:
    Закон требует обязательного участия субъекта РФ в КС по проектам в сфере коммунальной инфраструктуры в качестве четвертой стороны прямого соглашения помимо Концедента, Концессионера и Финансирующей организации.
  • Контроль Концедента
    Комментарий:
    Новая редакция закона определяет контроль как обязанность Концедента, что акцентирует внимание на его ответственности за исполнение обязательств.
  • Примерные формы КС
    Комментарий:
    Закон официально устанавливает примерные формы КС в качестве необязательных образцов, которые могут использоваться при заключении КС.
  • Установлена система критериев
    Комментарий:
    Открытый перечень возможных критериев конкурса по аналогии с соглашением о ГЧП заменен на систему из трех групп критериев (технические, финансово- экономические, юридические) с указанием возможных критериев для каждой из групп. Перечень не является закрытым.

    Размер финансового участия Концедента является обязательным критерием конкурса, в этом случае значимость технических и юридических критериев не может быть более 0,5.
  • Электронный конкурс
    Комментарий:
    Установлены особенности процедуры проведения конкурсов в электронной форме. Новые правила вступают в силу с 01 января 2024 года, становятся обязательными к применению с 01 января 2026 года.
  • Правила применения
    Комментарий:
    Закон (за исключением отдельных положений) вступает в силу с 1 октября 2023 года, при этом:
    • измененные положения не применяются к концессионным соглашениям, заключенным до дня вступления в силу закона;
    • конкурсы на право заключения концессионных соглашений, сообщения о проведении которых были размещены / приглашения принять участие в которых были направлены до дня вступления в силу закона, будут завершаться по правилам, которые действовали на день размещения сообщений / направления приглашений;
    • заключение концессионных соглашений без проведения конкурса на основании предложений потенциальных концессионеров / частных партнеров осуществляется по правилам, которые действовали на день размещения таких предложений (если они были размещены до даты вступления в силу закона).
Выводы
Федеральный закон от 10 июля 2023 года № 296-ФЗ привнес существенные изменения в российское законодательство о концессионных соглашениях и государственно-частном партнерстве. Данные корректировки направлены на урегулирование финансового участия государства, включение особых обстоятельств, упрощение процедуры согласования изменений с ФАС и уточнение процедуры частной инициативы и другое. Такие изменения создают более прозрачные и предсказуемые условия для инвесторов и органов власти, способствуя развитию инфраструктурных проектов и улучшению инвестиционного климата в России.